18 апр. 2013 г.

Какими должны быть хорошие видеоуроки?

   Сегодня в интернете широко популярен такой вид источника знаний, как видео-уроки. Можно просто смотреть на то, что нужно сделать и повторять все движения. Очень просто. Но не всегда... Зачастую, у пользователя, пытающегося воспроизвести увиденное, на определенном этапе машина реагирует не так, как это показано на видео, и не имея должного опыта и знаний, чтобы разобраться в проблеме, пользователь просто прекращает начатое. И это не единственная проблема подобных видео.

   Основная масса видео-уроков и видео-инструкций доступных в сети, страдает типовыми недостатками, основными из которых являются: 

  1. Плохое качество изображения. Пожалуй самый популярный недостаток, популярность которого тем не менее на сегодняшний день заметно снижается, в виду растущей с другой стороны популярности и доступности мощных компьютеров, видеокарт, более продвинутого софта для работы с видео и широкополосного интернета. Еще несколько лет назад множество видео распространялось в сети в формате 360 точек в высоту, и разглядеть что-либо на них было весьма проблематично. Бывает и другая ситуация, - видео записано в высоком разрешении, например FullHD, но при этом ни как не масштабировано, и не сфокусировано на той части экрана, где происходит действие. При просмотре такого видео в оригинальном масштабе пользователь не будет испытывать трудностей, но если видео запущено на устройстве с меньшим разрешением - разглядеть что-либо на таком "прекрасном" видео будет невозможно. Еще одним недостатком из этой серии, является неверное соотношение сторон (Aspect ratio) в видео, хотя и встречается он значительно реже. 
  2. Излишняя затянутость видео. Очень часто видео не делается специально как урок, а просто производиться запись действий автора со всеми его ошибками, неверными кликами, задумчивыми поисками нужных файлов и т.п. Это совсем не интересно пользователю, это отнимает его время и понижает интерес к дальнейшему просмотру. 
  3. Сопровождение видео речью. Когда пользователь делает запрос "как установить windows на флешку" он хочет просто узнать как это сделать. Ему не интересно слушать о всех преимуществах подобного изделия, которые многие авторы так любят перечислять в своих видео. Конечно есть видео без лишних комментариев, где автор озвучивает только то, что происходит на экране. Но разве в этом есть необходимость? "Вот здесь я кликнул мышью ..." - это ли не звучит излишне? Кроме того, голосовое сопровождение излишне в целом, оно как правило в большинстве случаев страдает той же проблемой что и многие видео - низкокачественная запись. К тому же опыт показывает, что сказанное вслух вовсе не усваивается лучше, если это "сказанное" - всего лишь "произнесённое прочтённое", тем более прочтенное возможно не приятным голосом и\или с плохой дикцией, или на не понятном пользователю языке. Пользователь и сам в состоянии прочесть краткий субтитр, если в этом есть необходимость, а если титр написан на другом языке его проще перевести, чем воспринимать иностранную речь на слух. В целом данный недостаток неоднозначен, и не может быть применен ко всем видео сопровождающимся голосовыми комментариями, в некоторых они действительно нужны. 
   Есть и множество других недостатков, но и этих достаточно для того чтобы задуматься на тем, как должен выглядеть хороший видео-урок.
  1. Все свои видео, я записываю в формате Full HD (1920 x 1080), что позволяет демонстрировать их для максимально большой аудитории, на любых, в т.ч. на самых хороших экранах. При этом я обязательно масштабирую видео и акцентирую фокус непосредственную на ту область экрана, где происходит действие, что позволяет без проблем смотреть видео высокого качества и на маленьких экранах, например на смартфоне, который у вас всегда под рукой. 
  2. Перед тем как начать запись очередного видео, я обязательно хотя бы 1 раз репетирую все действия, которые собираюсь продемонстрировать. Не всегда хорошая запись получается с первого раза, тогда я начинаю весь процесс заново. Конечный вариант подлежит тщательному монтажу, в ходе которого вырезаются ненужные моменты, если они есть, ускоряются фрагменты долго ожидания (более нескольких секунд без движения) и т.п. В результате видео получается оптимизированным по продолжительности
  3. При записи видео, я стараюсь выполнять все действия в строгом порядке, поддающемся здравой логике рассуждений, избавляясь таким образом, от необходимости комментировать происходящее голосом. В крайнем случае используются субтитры, но предпочтительным вариантом, является явная демонстрация не требующая пояснений. Для этого используются масштабирование, фокусировка, выделение цветом важных данных и действий, подсветка курсора и т.п. 

   В итоге, получаются четкие, лаконичные, понятные и зрелищные видео инструкции, записанные в высоком разрешении и доступные для просмотра на самом широком диапазоне различных устройств.


P.S. Все видео живут тут: https://www.youtube.com/russianengineers

Комментариев нет :

Отправить комментарий